Статья подготовлена изданием "Совет Директоров"
Одной из главных проблем всех уровней профессионального образования является его недостаточное соответствие потребностям рынка труда. Причина кроется в рассогласованности системы образования и рынка труда. ВУЗы готовят специалистов по традиционным для каждого учебного заведения специальностям, удовлетворяя возрастающие потребности в большей мере населения, а не экономики. В нашем регионе компании неохотно принимают на работу сотрудников без опыта работы. Как показала встреча HR-специалистов на собрании HR-клуба, которое состоялось 14 октября 2010 года, компании чаще принимают на работу специалистов из филиалов коммерческих ВУЗов, так как многие выпускники успевают получить опыт работы во время обучения. Однако есть решение данной проблемы. Главным управлением государственной службы занятости населения Рязанской области широко применяется программа стажировки, которая позволяет выбрать лучших выпускников для работы в вашей компании. Но места для стажировок есть не для всех специалистов. Организации не подают заявок на журналистов, экологов, филологов, природопользователей и т. д. Также отсутствуют или редко появляются рабочие места по специальности социолог, социальный педагог, специалисты со знанием иностранного языка, 3D/2D-художники, программисты Java. К сожалению, рынок труда не может удовлетворить и ожидания выпускников. Каждый год предприятия отправляют список активных позиций для выпускников, но зачастую от студентов требуется сменить место жительства за очень низкий уровень заработной платы. Такая картина характерна для психологов, представителей, специалистов в области сельского хозяйства. Выпускники вынуждены выбирать: профессиональное становление или материальное благополучие. Чаще выбирается материальное благополучие или меняется сфера деятельности. Многие выпускники находят свое место в Call-центрах различных компаний. Отсутствие жёстких в профессиональном плане требований даёт возможность трудоустроиться на такие должности выпускникам любых специальностей. Мы не раз обсуждали со своими клиентами все эти проблемы. Но давайте не будем забывать и о качестве нашего образования. Современный рынок труда развивается динамично, требуя от специалиста и знаний, и умений, и навыков. Даже крупные предприятия по экономическим причинам не могут держать в штате дублирующих специалистов. Всем нужно, чтобы работник пришёл и начал выполнять свои обязанности с первого дня. Для молодого специалиста это непосильная задача. Имея базу знаний, но не имея прикладного опыта, для вхождения в рабочий ритм ему необходим наставник. Когда обучение в ВУЗе даёт широкий круг профессиональных знаний, но не требует прикладного решения задач в ходе обучения, мы получаем «недоинженера», «недобухгалтера» и т. д. Практическое обучение новичка с высшим профильным образованием может занимать до полугода. Все издержки ложатся на плечи работодателя. Ведь он, в отличие от ВУЗа, платит оклад за работу, а по факту своими деньгами оплачивает практический курс молодого специалиста плюс издержки на наставника, включающие и доплату, и потери рабочего времени. Именно поэтому молодому специалисту легче найти работу там, где либо есть отлаженная система обучения новичков, либо вхождение в должность не требует масштабных временных затрат. Рязанскому региону не хватает технических специалистов практически во всех отраслях, по которым в нашем городе нет академических ВУЗов. Очень сложно подобрать технологов, проектировщиков, эксплуатационников. По-прежнему востребованы специалисты в сфере продаж. Требуются высококлассные специалисты со свободным владением иностранным языком. Хотелось бы, чтобы студент занимал активную позицию во время обучения, проходил стажировки, практиковался, молодому специалисту с таким багажом гораздо проще найти интересную работу. Для нас как посредников на рынке труда важно, чтобы специалист мог на собеседовании уверенно сказать: «Я умею делать то-то и то-то». И тогда и мы, и работодатель понимаем, чем он может быть полезен компании. Успех или неуспех студента на рынке труда формируется уже с первого курса, начинать думать о работе после получения диплома — это значит опоздать на 5 лет. Ситуация не торопится меняться. ВУЗам по-прежнему не хватает как поддержки со стороны государства, так и собственной инициативы в налаживании контактов и совместных программ с работодателями. Юлия Никишина, менеджер ККЦ «Профессионал» |