Реалии российского бизнеса таковы, что для успешного продвижения на рынке сегодня уже недостаточно одной интуиции и коммерческой смекалки. Для определения правильной стратегии и тактики развития предприятия или организации необходимо использовать современные консалтинговые технологии. Система «SWOT-анализ» давно и успешно применяется за рубежом в качестве научно обоснованного и эффективного метода организационного планирования. Она позволяет систематизировать работу по выработке генеральной линии и тактических действий, направленных на развитие компании, предоставляет возможность объективно взвесить по-разному влияющие факторы и с учетом таковых выбрать из многих вариантов единственно верное решение. К сожалению, в российских (равно как и в рязанских) деловых кругах к «SWOT-анализу» относятся с настороженностью, если не сказать - со страхом. Между тем, система организационного планирования, основанная на «SWOT-анализе», достаточно проста для понимания и весьма удобна в применении. Представьте, что вы вознамерились подсчитать все «плюсы» и «минусы» процесса развития вашей компании. Только не торопитесь делить лист бумаги или экран дисплея на две половины. В «SWOT-анализе» всё намного интереснее. Как известно, на развитие бизнеса влияют внешние и внутренние факторы. Причём, и те и другие могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие. На выявлении этих факторов и последующем выборе необходимых действий по усилению или нейтрализации их влияния и основан метод «SWOT-анализа». Теперь попробуем построить матрицу SWOT. Для начала создадим классификатор «Характеристики внешней среды». Он будет состоять из двух частей: «Угрозы» и «Возможности». К угрозам внешней среды можно отнести неблагоприятные изменения в политической жизни страны, несовершенство законодательства и системы налогообложения, повышение арендной платы за помещение, недобросовестную (а добросовестную? - Олег Пономарёв) конкуренцию и другие негативные внешние факторы. Работа над графой «Возможности» поможет вам убедиться в том, что внешняя среда не так уж агрессивна, как может показаться на первый взгляд. Оказывается, налоговое законодательство предлагает новый, очень выгодный для вас нормативный документ. К тому же на рынке появились передовые технологии, которые вы можете приобрести. Что касается недобросовестных конкурентов, таковые и вовсе отсутствуют. Для облегчения процесса составления классификатора «Характеристики внешней среды» «SWOT-анализ» предлагает примерный трафарет «Внешняя среда», который включает в себя пять определяющих факторов: политика, экономика, социальная сфера, технология и рыночное окружение. Теперь займемся созданием классификатора «Характеристики компании», который представляет собой анализ внутреннего состояния фирмы. Здесь необходимо выявить сильные и слабые стороны человеческих, производственных, технологических и финансовых ресурсов. Вам решать, в какую графу - сильные или слабые стороны - отнести уровень компетентности менеджмента компании, правильность разработанной стратегии и эффективность бизнес-процесса. Возможно, именно на этом этапе «SWOT-анализа» выяснится, что вы не располагаете достаточным объёмом финансовых ресурсов, к тому же в фирме наблюдается явная нехватка персонала. Это, конечно, «минус». Зато вы умеете эффективно распоряжаться имеющимися денежными средствами, а все ваши сотрудники -квалифицированные и опытные специалисты. Это несомненный плюс. На пересечении двух классификаторов (внешней среды и внутреннего состояния компании) образуются четыре поля, каждое из которых предлагает стратегию деятельности фирмы в зависимости от влияния тех или иных факторов. Из этих рекомендаций видно, что, используя сильные стороны организации, можно не только увеличить отдачу от возможностей, предоставляемых внешней средой, но и устранить исходящую от неё угрозу. Что касается слабостей компании, от них можно избавиться, используя те возможности, которые предоставляет вам внешняя среда. Таким образом, направление стратегии развития компании ясно: избавляться от выявленных слабых сторон и укреплять сильные стороны, используя при этом благоприятные возможности, предоставляемые внешней средой, и предотвращая нависшие с её стороны угрозы. Программа-минимум при определении стратегии - совокупность слабых сторон и угроз по отношению к сумме сильных сторон и возможностей должна быть, по крайней мере, равной. В этом случае компания, худо-бедно, но удержится на плаву. Для динамичного же развития необходимо, чтобы эффективность сильных сторон и возможностей не только ослабляла, но и полностью устраняла негативное влияние слабых сторон и угроз. Используя данные «SWOT-анализа», определите, в какой сфере деятельности фирмы - менеджмента, ресурсов или бизнес-процесса - следует произвести изменения. Непременное условие корректного «SWOT-анализа»: характеристика внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие компании, должна быть как можно более полной и объективной. Для этого необходимо располагать исчерпывающей информацией о том сегменте рынка, в котором действует ваша фирма. И, конечно, быть в курсе всех изменений, происходящих в политике, экономике и законодательстве, отслеживать процесс развития технологий, имеющих отношение к вашему производству. Поэтому лучше, если работа над составлением «SWOT-анализа» будет носить коллективный характер и в ней примут участие все структуры организации: бухгалтерия, менеджмент всех уровней и, конечно, вы как руководитель. Следует активно использовать данные маркетинговых исследований, результаты мониторинга рынка, при необходимости прибегать к помощи консалтинговых фирм. Накал конкурентной борьбы, экспансия столичного и иностранного бизнеса в наш регион не оставляет времени на раздумья. Методика организационного планирования с использованием «SWOT-анализа» весьма пригодится тем руководителям, кто не чувствует себя временщиком на родной земле, кто надеется передать хорошо налаженное дело своим детям и внукам. Екатерина Каракуц, ведущий специалист ККЦ «Профессионал»
|